Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении Уголовной ответственности за неуплату страховых взносов во внебюджетные фонды.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (далее — законопроект) подготовлен в пакете с проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды».
Названные законопроекты разработаны во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова от 7 мая 2013 г. № ИШ-П4-3042 и направлены на совершенствование законодательства об ответственности за преступления и иные правонарушения, связанные с неуплатой страховых взносов.
Так, Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ с 1 января 2010 г. отменен единый социальный налог. В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрен институт страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования), которые не являются налоговыми платежами, в связи с чем оказались исключенными из сферы правового регулирования статей 198 — 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).
Вместе с тем эти платежи традиционно обеспечивались уголовно-правовой охраной. До введения единого социального налога данные фискальные платежи также осуществлялись в форме страховых взносов.
С введением единого социального налога и отменой страховых взносов необходимость специально оговаривать эти платежи в диспозиции названных норм УК РФ отпала.
С учетом того, что страховые взносы не являются больше налоговыми платежами, законодательство о страховых взносах относит администрирование страховых взносов, а также контроль за их уплатой к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации и органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
В связи с этим настоящим законопроектом предлагается внести изменения в статью 1992 УК РФ, предусматривающие ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, должно быть произведено взыскание недоимки (задолженности) не только по налогам и сборам, но также и (или) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.
Наряду с этим законопроектом предусмотрено дополнение УК РФ статьями 1993 и 1994, устанавливающими ответственность за уклонение
от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, совершенные страхователем — физическим лицом и страхователем — организацией, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, совершенные в крупном либо особо крупном размере.
Согласно примечанию к статье 1993 УК РФ под страхователями — физическими лицами в настоящей статье понимаются плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, обязанные уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Учитывая, что уголовная ответственность по статье 1993 УК РФ наступает при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм указанных взносов, законопроектом предлагается установить крупный размер как сумму, составляющую более шестисот тысяч рублей за период в пределах трех финансовых лет подряд, либо превышающую один миллион восемьсот тысяч рублей.
Соответственно сумма особо крупного размера в статье 1993 УК РФ должна превышать 20 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов и составлять более трех миллионов рублей в пределах трех финансовых лет подряд либо превышать девять миллионов рублей неуплаченных страховых взносов.
В статье 1994 УК РФ установлена ответственность за уклонение
от уплаты страховых взносов в органы государственных внебюджетных фондов с организации. Для целей статьи 1994 УК РФ размер крупного ущерба составляет более двух миллионов рублей за три финансовых года подряд при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов либо превышает шесть миллионов рублей. Особо крупным размером ущерба признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышает тридцать миллионов рублей.
Учитывая пороговые значения крупного и особо крупного размеров, предусмотренных статьями 1993 и 1994 УК РФ, предлагаемые законопроектом меры позволят защитить права наемных работников на социальное обеспечение, в то же время не затронут интересы предпринимателей, не имеющих намерения ввести в заблуждение контролирующие органы.
По информации Пенсионного фонда Российской Федерации, за период с 2012 года по октябрь 2014 г. количество организаций, уклонившихся от уплаты страховых взносов, составило 8 028.
При этом сумма неуплаченных организациями страховых взносов в крупном размере равна 27,8 млрд. рублей, в особо крупном размере — 68,8 млрд. рублей.
Количество индивидуальных предпринимателей, уклонившихся от уплаты страховых взносов, за указанный период — 150 человек.
Сумма неуплаченных индивидуальными предпринимателями страховых взносов в крупном размере — 151,4 млн. рублей, в особо крупном размере — 43 млн. рублей.
По расчетам, представленным Пенсионным фондом Российской Федерации, сумма возможных поступлений страховых взносов в результате принятия законопроекта может составить от организаций около 96,6 млрд. рублей, от индивидуальных предпринимателей — 194,4 млн. рублей.
По данным Фонда социального страхования Российской Федерации, за период с 2012 года по первое полугодие 2014 г. сумма неуплаченных страховых взносов организациями составила около 2 млрд. рублей.
По информации Фонда социального страхования Российской Федерации, возможное поступление страховых взносов в результате принятия законопроекта может составить около 1,66 млрд. рублей.
При этом количество административных штрафов, примененных к должностным лицам страхователей (статьи 15.32, 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) за указанный период, составило 49 690.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, за период с 2011 года по октябрь 2014 г. к административной ответственности был привлечен 131 421 человек.
С учетом положений УК РФ вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ).
Законопроектом учтены положения Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», направленного на изменение порядка возбуждения уголовных дел, предусмотренных статьями 198 — 1991 УК РФ.
В частности, статьей 281 УПК РФ под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или законодательством Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом представленного налоговым органом или органом контроля за уплатой страховых взносов расчета размера пеней и штрафов.
Наряду с этим законопроектом вносятся изменения в статью 144 УПК РФ, согласно которым регламентируется порядок рассмотрения сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 1993 — 1994 УК РФ, а также механизм направления таких материалов в органы контроля за уплатой страховых взносов.
Представляется, что предлагаемые законопроектом меры ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов будут являться действенным правовым механизмом, позволяющим эффективно защитить фискальные интересы государства, и в то же время не позволят привлечь к уголовной ответственности лиц, допустивших правонарушения, не причинившие значительного ущерба бюджетной системе Российской Федерации.

Рубрики:

0 комментариев

Добавить комментарий