Резерв расходов на отпуска и ежегодные бонусы.

Проект Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" подготовлен в целях устранения возникающего в правоприменительной практике неоднозначного толкования отдельных норм законодательства о налогах и сборах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В целях исключения возможных спорных ситуаций предлагается уточнить порядок формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков и выплату ежегодных вознаграждений.
В соответствии со статьей 324.1 Кодекса организации формируют резервы под ежегодные вознаграждения и оплату отпусков в целях равномерного отнесения на расходы указанных выплат. При определении размера отчислений в резерв используется подход, в соответствии с которым процент отчислений применяется к соответствующей сумме фактических расходов на оплату труда с учетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование, обязательное медицинское страхование (далее — страховые взносы), исчисленных с указанных выплат.
Согласно пункту 24 статьи 255 Кодекса рассчитанные таким образом отчисления в резерв организации относят к расходам на оплату труда и признают расходом ежемесячно по принципу равномерности (пункт 1 статьи 324.1 Кодекса). Одновременно сумму страховых взносов, исчисленную исходя из величины фактических выплат и иных вознаграждений, осуществляемых в пользу работников (включая оплату отпусков и ежегодного вознаграждения), организации признают прочим расходом (пункт 1 статьи 264 Кодекса) и в дату их начисления относят в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пункта 4 статьи 272 Кодекса.
При этом организации наряду с вышеуказанными положениями руководствуются следующими нормами:
статьями 8 и 15 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что сумма страховых взносов исчисляется по регрессивной шкале по совокупности всех выплат в пользу работника по итогам каждого календарного года; включение в расчет отчислений в резерв условно-расчетной величины суммы страховых взносов является одним из элементов расчета суммы резерва и не означает, что статья 324.1 Кодекса предусматривает резервирование сумм страховых взносов, исчисленных в порядке, установленном законодательством;
дата начисления страховых взносов определена пунктом 4 статьи 272 Кодекса как дата начисления налогов (сборов) и иных обязательных платежей и не предусматривает возможности равномерного учета налогов и обязательных платежей;
положениями главы 25 Кодекса не установлено право налогоплательщиков создавать и в дальнейшем использовать резерв под предстоящую выплату налогов (сборов) и иных обязательных платежей, к которым относятся страховые взносы.
С учетом изложенного можно констатировать, что включение в расчет отчислений в резерв условно-расчетной величины страховых взносов:
является одним из элементов расчета суммы резервов и не означает, что статья 324.1 Кодекса предусматривает резервирование сумм страховых взносов;
страховые взносы, исчисленные со всех выплат работников, подлежат включению в расходы в дату их признания — дату исчисления налогов и иных обязательных платежей, установленную законодательством для каждого вида налога (платежа);
размер налоговых и иных обязательных отчислений определяется как произведение налоговой базы и ставки. Расчет суммы налога (платежа) как условно-расчетной величины не предусмотрен прямыми нормами Кодекса.
В целях исключения возможных разночтений отдельных норм Кодекса и возникновения спорных ситуаций, а также во избежание завышения сумм формируемого резерва на условно-расчетные суммы страховых взносов, предлагается уточнить порядок формирования резервов, в частности, предоставив организациям право самостоятельно выбирать метод определения годовой суммы расходов на оплату отпусков для целей расчета размера ежемесячных отчислений в резерв, с обязательным его отражением в учетной политике для целей налогообложения.
Предлагаемые изменения в статью 324.1 Кодекса корреспондируются с вступающей с 1 января 2015 года в действие новой редакцией пункта 24 статьи 255 Кодекса, согласно которой к расходам на оплату труда относятся, в том числе, расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год, осуществляемые в соответствии со статьей 324.1 Кодекса. Указанное изменение внесено Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Рубрики:

0 комментариев

Добавить комментарий