Внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000»1) Далее – ПБУ 13/2000, Стандарт , утвержденное приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н. Основанием явился приказ Минфина России от 04.12.2018 № 248н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 92н».

Начиная с отчетности за 2020 год организации, получающие государственную помощь, должны будут вести бухгалтерский учет и составлять отчетность в соответствии с новой редакцией ПБУ 13/2000. Организации также вправе применять нововведения в ПБУ 13/2000 досрочно, что потребует дополнительных раскрытий в пояснениях к отчетности в силу пункта 23 ПБУ 1/20082) Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)»). .

Основная цель изменений – сближение правил российского бухгалтерского учета государственных субсидий и государственной помощи с правилами МСФО3)Здесь и далее под МСФО понимаются международные стандарты финансовой отчетности. .

Так, нововведения коснулись следующих аспектов:

  • дополнен перечень случаев, когда требования Стандарта не применяются. В частности, речь идет о получении экономической выгоды, связанной, во-первых, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц, уставных фондах государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе предоставлением бюджетных средств в связи с таким участием; во-вторых, с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе;
  • пункт 5 ПБУ 13/2000 дополнен вторым способом признания в бухгалтерском учете бюджетных средств, а именно, по мере фактического получения средств; В действующей редакции ПБУ 13/2000 указанный способ признания бюджетных средств следует из положений абзаца 2 пункта 7.
  • изменен порядок учета и отражения в бухгалтерской отчетности бюджетных средств на финансирование капитальных затрат. Основные изменения, по нашему мнению, коснулись механизма признания доходов. Так, если ранее у организаций была возможность списывать суммы полученных средств из состава доходов будущих периодов (далее – ДБП) только в состав прочих доходов, то теперь такие доходы могут быть включены в состав финансовых результатов (то есть выручку, прочие доходы и т. д.) по мере начисления амортизации, что также влияет на показатели в бухгалтерской отчетности. В свою очередь, бюджетные средства, предоставленные на финансирование капитальных затрат, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются в размере начисленной амортизации как увеличение финансового результата организации, в оставшейся части — в качестве доходов будущих периодов; В бухгалтерской отчетности порядок представления показателей должен быть следующим:
    • в бухгалтерском балансе доходы будущих периодов, признанные в связи с бюджетными средствами, полученными на финансирование капитальных затрат, отражаются либо обособленно в составе долгосрочных обязательств, либо в качестве регулирующей величины, уменьшающей балансовую стоимость внеоборотных активов;
    • в отчете о финансовых результатах доходы отражаются отдельной статьей (выручка / прочие доходы) либо уменьшают расходы по амортизации. При этом способ представления информации в отчете о финансовых результатах зависит от порядка представления показателей в бухгалтерском балансе. Следует отметить, что внесенные изменения повлекли за собой ряд вопросов, касающихся сумм списания доходов по отношению к начисленной амортизации или формата представления доходов в отчете о финансовых результатах.
  • расширен состав показателей, раскрывающий информацию о государственной помощи в бухгалтерской отчетности. Новая редакция ПБУ 13/2000 требует представления в бухгалтерском балансе следующих статей (с учетом существенности):
    • неиспользованный остаток предоставленных организации бюджетных средств в составе средств целевого финансирования;
    • дебиторская задолженность по бюджетным средствам, принятым к бухгалтерскому учету организации;
    • кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств, признанная в бухгалтерском учете организации;
    • доходы будущих периодов, признанные в связи с полученной организацией государственной помощью на финансирование текущих расходов, в составе краткосрочных обязательств.
  • установлен порядок раскрытия доходов, связанных с бюджетными средствами, полученными на финансирование текущих расходов. Доходы организации, связанные с признанием сумм бюджетных средств на финансирование текущих расходов, отражаются в отчете о финансовых результатах либо в качестве отдельной статьи доходов, либо балансирующей величиной, уменьшающей расходы, на финансирование которых получены средства из бюджета;
  • в ПБУ 13 внесен ряд технических правок, касающихся последних изменений в нормативных документах, терминологии и прочего.

Сноски   [ + ]


0 комментариев

Добавить комментарий