Дебиторская задолженность – один из обязательных элементов функционирования любой торговой компании. Каждая продажа, осуществляемая предприятием в кредит, является условием для возникновения дебиторки.
Практика показывает, что далеко не в каждой организации, осуществляющей коммерческую деятельность в современных рыночных условиях, эффективно и грамотно организовано управление дебиторской задолженностью. Причин тому множество, от нехватки квалифицированных кадров до непонимания важности управленческой функции в аспекте работы с дебиторкой.
Типичные управленческие проблемы
Большинство бизнес-субъектов сталкиваются с типичными проблемами управления дебиторской задолженностью. Среди них в качестве основных и наиболее распространенных можно выделить:
- Шаткость системы коммерческого кредитования как таковой, отсутствие дифференцировки клиентов по ценности для компании. А ведь именно по этому принципу должны предоставляться коммерческие кредиты с учетом лимита, длительности отсрочки, с применением системы надбавок и скидок.
- Отсутствие оценки кредитоспособности клиентов.
- Белые пятна в финансовой отчетности. Часто приходится сталкиваться с отсутствием в отчетах корректных данных о сроках погашения задолженности. Учетные ошибки исключают возможность оперативного отслеживания сумм и длительности просрочки.
- Нечеткая аналитика. Нередко анализируются данные о дебиторке в целом по бизнес-структуре, по направлению, группе клиентов, а не по каждому должнику отдельно. Соответственно, руководитель получает размытую информацию об общей массе просроченных долгов (без конкретики).
- Отсутствие регламента в работе с просрочкой.
- Действующая на предприятии система мотивации не имеет стимулирующего значения в аспекте контроля и сбора дебиторки.
- Кредитная политика для решения проблем управления дебиторской задолженностью
Эффективное взаимодействие с дебиторами невозможно без грамотной кредитной политики. Если таковая в организации отсутствует, рациональным решением будет ее скорейшее создание и интеграция в действующую управленческую политику.
Задачей кредитной политики является регулирование предоставления товарных кредитов клиентам предприятия. Она позволяет определить, кому выдавать кредит (обязательно учитывается платежеспособность клиента), в каком объеме и на какой срок. Кроме того, кредитная политика определяет действия кредитора при невозврате дебиторской задолженности.
Минимизация рисков в управлении дебиторской задолженностью
Безусловно, от возникновения невозвратной, или так называемой безнадежной, дебиторки не застрахован ни один кредитор. Но минимизировать риски может и должен каждый, кто стремится уменьшить свои финансовые потери и увеличить прибыль.
На минимизацию рисков возникновения невозвратной задолженности, а также на повышение эффективности управления этой задолженностью по клиентам отдельно, по группам клиентов, по предприятию в целом работают:
- обязательная оценка кредитоспособности клиентов;
- предоставление товарных кредитов исключительно в рамках кредитной политики;
- автоматизация учета дебиторской задолженности;
- регулярный мониторинг дебиторки;
- принятие мер по сбору просроченных долгов в рамках действующего законодательства (от прекращения поставок и переговоров до претензий и судебных разбирательств);
- создание системы мотивации, стимулирующей эффективную работу ответственных специалистов с дебиторской задолженностью.
Автор: Александр Иванов
0 комментариев