На сайте Минфина опубликован проект концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ.

В документе приведены основные итоги развития института аудита, проблемы развития аудиторской деятельности, цель и основные задачи развития данной сферы, приоритетные направления дальнейшего развития, основные этапы реализации концепции, ее ожидаемые результаты.

Такую проблему, как низкий уровень востребованности аудиторских услуг, авторы документы объясняют, среди прочего, «ограниченным кругом услуг, предлагаемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами». Также, по мнению авторов, негативное влияние на развитие аудиторской деятельности оказывает ряд институциональных проблем аудиторской профессии. Среди них — низкая активность участия аудиторских организаций и аудиторов в деятельности СРО; нацеленность СРО на решение, главным образом, узких корпоративных вопросов и задач, не имеющих общественного значения; недостаточность финансовой базы СРО; неоправданная конкуренция между СРО аудиторов.

Также указывается, что одной из наиболее значимых причин низкого уровня доверия рынка к аудиторскому мнению продолжает оставаться недостаточный уровень квалификации аудиторов. «Действующая система профессиональной аттестации аудиторов не ориентирована в должной степени на достижение претендентами на получение квалификационного аттестата аудитора необходимого уровня компетентности, позволяющего на практике демонстрировать способность к выполнению стоящих перед профессией задач в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Система непрерывного повышения квалификации аудиторов во многих случаях носит формальный характер».

Назван также ряд других проблем и причин их наличия.

В качестве мер, которые, по мнению авторов, надо принять в целях совершенствования основ функционирования рынка аудиторских услуг, названы:

  • поэтапное введение расширенного формата аудиторского заключения по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для разных групп аудируемых лиц;
  • диверсификация оказываемых субъектами аудиторской деятельности услуг, востребованных экономическими субъектами, повышение квалификации аудиторов в сфере оказания услуг, отличных от традиционного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • увеличение объема дополнительной работы, выполняемой аудиторскими организациями при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций, в частности, введение проверки заявлений руководства таких организаций об эффективности созданных и поддерживаемых ими систем внутреннего контроля;
  • введение проверки аудиторскими организациями соответствия деятельности публичных акционерных обществ их стратегическим документам;
  • совершенствование технологии аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и оказания других аудиторских услуг, в том числе посредством применения электронных технологий анализа данных, интенсификация процесса оказания аудиторских и связанных с ними услуг, в том числе посредством стандартизации аудиторских бизнес-процессов;
  • повышение требований к аудиторским организациям, обслуживающим общественно-значимые организации;
  • мониторинг практики применения профстандарта «Аудитор»;
  • совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности членов СРО аудиторов, в том числе законодательное закрепление права СРО выбирать способ имущественной ответственности;
  • пересмотр сферы обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также иных форм обязательной сертификации информации, проводимой в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, исходя из общественных интересов, имея при этом в виду, что административные меры по увеличению количества аудируемых лиц, в том числе распространение требования обязательного аудита на новые виды экономической деятельности, могут привести к дискредитации института аудита, росту недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг;
  • усиление административной ответственности экономических субъектов за уклонение от проведения обязательного аудита их бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Также планируется завершить принятие нормативных актов, обеспечивающих признание документов МСА для применения в РФ, гармонизировать законодательство РФ об аудиторской деятельности с едиными принципами ее ведения на территории ЕАЭС, укреплять институт аудиторской тайны, систематически актуализировать правила независимости и кодекс профэтики аудиторов в соответствии со стандартами Международной федерации бухгалтеров.

Все это должно завершиться разработкой новой редакции федерального закона «Об аудиторской деятельности», говорится в документе.


0 комментариев

Добавить комментарий